Москва
Ассортимент продукции отображается для региона:
Москва (Московская область)

Манфред Грундке: «Нам не нужно нравиться банкирам»

05.04.2012

Текст интервью вы можете прочитать также в печатной версии газеты ""Ведомости"" за понедельник, 02 апреля 2012 года. Сайт издания: www.vedomosti.ru .

История группы Knauf началась в разгар германского экономического кризиса 1930-х: как сообщается на сайте компании, «горные инженеры, братья Альфонс и Карл Кнауфы, были очарованы гипсом» и в 1932 г. начали разработку гипсового рудника в Шенгене. Сейчас компания, принадлежащая их сыновьям, Николаусу и Болдуину Кнауфам, является одним из крупнейших производителей стройматериалов в мире. К России Кнауфы начали присматриваться еще в 1970-е, открыв представительство в Москве. А в начале 1990-х удачно поучаствовали в приватизационных конкурсах, получив в собственность четыре завода (сейчас у Knauf 11 производственных предприятий в России). За исключением громкого скандала в Краснодарском крае в 1997 г., когда бывший директор «Кубанского гипса» попытался захватить власть на предприятии, вычеркнув Knauf из реестра акционеров, все у германских инвесторов в России сложилось хорошо. Какую роль здесь сыграло своевременное знакомство Николауса Кнауфа с Владимиром Путиным и как компания видит свое будущее на российском и мировых рынках, «Ведомостям» рассказал управляющий компаньон и гендиректор группы Манфред Грундке.

  • Как сказался глобальный кризис на деятельности вашей компании во всем мире и на российском рынке в частности?
  • Слава богу, кризис уже позади. И мы действительно от него пострадали. Нужно отметить, что кризис сказался не только на нас, но и на отрасли в целом. В результате кризиса строительная отрасль в России просела на 30%. Слава богу, в 2010 и в 2011 гг. отрасль оправилась от кризиса. Падение остановилось, и наши показатели в этом году и за прошлый год выше аналогичных показателей, которые наблюдались до кризиса. Россия серьезно пострадала от кризиса, и наша группа также. Правда, на некоторых рынках спад ощущался не так сильно, в частности в Западной Европе, а вот в Испании и США, наоборот, ситуация была плохая.
  • А как вам новая волна кризиса?
  • Сегодня это кризис невозврата внешних долгов. Мы имеем серьезные проблемы в Греции. Я считаю, что сейчас объем бизнеса в Греции упал на 30%. Сегодня мы наблюдаем неготовность правительств инвестировать, в частности, в южной части средиземноморского региона и в Италии, где наблюдается спад. Бизнес в Испании все еще не оправился от прошедшего глобального кризиса. Поэтому можно сказать, что ситуация там действительно плохая. Бизнес в США все еще находится в кризисе, в частности строительная отрасль. Если взять остальные страны, то благоприятное развитие наблюдается в Германии, Западной Европе и России.
  • Что вы можете сказать о других странах BRIC: Бразилии, Китае, Индии?
  • В настоящий момент мы много инвестируем в Бразилии. Там очень хорошая экономика, у них есть природные ресурсы и стабильная политическая ситуация. Их рынок интересен для нас. Мы инвестируем также в Китае. Наш бизнес в Китае относительно небольшой, но успешный. Сегодня мы можем внедрять там наши новые строительные материалы. Что касается Индии, на сегодняшний день у нас нет бизнеса в Индии.
  • Каковы ваши прогнозы по нашему рынку на 2012 г.?
  • Мы продолжим расти. За прошлый 2011 год здесь, в странах СНГ, в зависимости от продукта рост составлял от 10 до 15%. За первые два месяца 2012 г. мы показали очень хорошие результаты: рост составил около 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это очень хорошо.
  • Как вы оцениваете текущий финансовый кризис в зоне евро, как он отражается на деятельности Knauf в Германии?
  • В настоящее время Германия демонстрирует прекрасный рост, так как люди инвестируют в жилье, они вкладывают деньги в энергосберегающие технологии. Немцы ремонтируют свои дома, поскольку хотят меньше платить за энергетические расходы. Это хорошая для нас новость, и мы можем предложить строительные и изоляционные материалы, которые наилучшим образом подходят для таких энергосберегающих решений. В Германии и Западной Европе люди серьезно относятся к этому вопросу. Поэтому мы очень довольны таким развитием. Правительство Германии уже выделило дополнительно 5 млрд евро на реализацию энергосберегающих проектов. Германия - хороший рынок для нас, также Западная Европа и особенно - Россия.
  • Вы лично верите в будущее евро?
  • Да, ему нет альтернативы.
  • Достаточно ли для вас иметь 11 компаний в России?
  • О, достаточно, и мы довольны этим! Ну, а впрочем, это зависит от обстоятельств, есть отдельные сферы, в которые мы заинтересованы инвестировать. Но, если нам нужна будет организационная структура, типа компании, мы создадим еще одну или две. Это во многом зависит от наличия возможностей для бизнеса.
  • Вы намерены строить новые производства или поглощать существующие компании?
  • Для нас важен рыночный потенциал. Мы очень внимательно отслеживаем, где есть клиенты, и очень внимательно изучаем их потребности. На примере истории развития Knauf вы сами можете убедиться в том, что Knauf работает в этих двух направлениях. Мы покупали компании, мы инвестировали и модернизировали компании и создавали полностью новые. Например, мы недавно запустили новую линию по производству гипсокартона в Бухаре (Узбекистан). Мы также запустили новый крупный завод в Новонукутске в Сибири (Иркутская обл.). Официальной церемонии открытия у нас еще не было. Мы не проводим такие торжественные мероприятия зимой (смеется).
  • В Иркутской области проект создавался с нуля. В Бухаре обновляется и модернизируется действующая инфраструктура и построены совершенно новые объекты. Мы делаем и то и другое в зависимости от ситуации.
  • Участвует ли Knauf здесь, в России, в федеральных и региональных тендерах, например в тендерах по строительству объектов для Олимпийских игр в Сочи?
  • Обычно мы работаем через наших дилеров, поэтому мы, как правило, в тендерах напрямую не участвуем. В основном этим занимаются наши дилеры. Они делают заявки на участие в проектах или в строительстве крупных объектов, крупных жилых объектов, и мы оказываем им в этом поддержку материалами и технической документацией. И если говорить о Сочи, то мы поставляем все наши материалы, но только через наших дилеров.
  • Это ваша обычная практика для всех Олимпийских игр?
  • Да, это наша концепция. Мы работаем по этой схеме во всех странах. Мы не работаем напрямую со строительными компаниями и теми, кто занимается отделкой, мы всегда работаем только через дилеров.
  • Сталкивалась ли ваша компания в России со случаями коррупции?
  • Что вы имеете в виду?
  • Ну, это подкуп должностных лиц, чиновников, которые препятствуют ведению бизнеса.
  • Нет, мне о таких случаях ничего не известно. Мы не ведем наш бизнес таким образом. У нас здоровые деловые отношения с нашими дилерами. Мне ничего не известно о таких случаях в отношении Knauf. В определенном смысле коррупция - проблема, но мне ничего не известно о случаях, о которых вы говорите, в которых бы была замешана компания Knauf.
  • Что вы думаете об инвестиционном климате в России, каков он в сравнении с другими странами, где вы работаете, - в СНГ, европейских странах, Китае, Бразилии?
  • За первые два месяца этого года у нас хорошие показатели роста, 20%. Это действительно неплохой и довольно высокий результат. За все время Knauf инвестировала в Россию около 1 млрд евро, даже больше, если учитывать еще Сибирь (Новонукутск), и все инвестиции вкладывались при стабильной и предсказуемой конъюнктуре, что очень важно для инвесторов, и мы уверены в будущем, и в этом плане, думаю, мы вполне довольны. Это страна, в которой нужно считаться с определенными правилами, здесь много бюрократии по сравнению с другими странами, но, если вы соблюдаете эти правила, вы можете инвестировать при стабильных условиях, что мы и делали на протяжении многих лет. Мы придерживаемся этой стратегии и сейчас.
  • Есть ли у вас ощущение, что у нас что-то изменилось после президентских выборов? Может быть, вы видите какие-либо новые политические риски в связи с текущей ситуацией?
  • Видите ли, мы заняты в строительном бизнесе, и для нас важен стабильный инвестиционный климат. Мы не видим никаких изменений в политике, которая все эти годы была благоприятна для Knauf. Мы не видим каких-либо изменений, заставляющих нас волноваться о будущем, и это вселяет в нас оптимизм и мотивирует на дальнейшие инвестиции в России, и нам кажется, что у нас здесь хорошие условия для развития бизнеса, так как, насколько мы можем судить, ситуация здесь стабильная.
  • Кто ваши главные конкуренты на мировом рынке и в России?
  • У нас два основных конкурента: группа компаний Saint-Gobain и компания Lafarge, которая продала часть своего бизнеса компании Etex. Etex сейчас владеет гипсовым производством Lafarge. Я бы сказал: на глобальном рынке стройматериалов мы находимся втроем. Кроме того, на региональных рынках мы также конкурируем с американскими компаниями, но они сфокусированы только на внутреннем рынке США и мало работают за рубежом, особенно это касается USG. В Азии тоже есть свои компании, работающие на азиатском рынке. Я бы назвал группу Boral, которая купила часть бизнеса Lafarge, а также китайские компании.
  • Входят ли в вашу международную стратегию планы слияния или поглощения каких-либо компаний, в том числе и ваших конкурентов?
  • Если посмотреть историю Knauf, то можно увидеть, что мы всегда были заинтересованы в росте, является ли это органическим ростом с инвестированием в компании или расширением в результате приобретения, поглощения и слияния с другими компаниями. Мы продолжим придерживаться выбранной нами стратегии и готовы воспользоваться любой возможностью.
  • До сих пор, как мне кажется, ваша компания росла постепенно, шаг за шагом поглощая и приобретая маленькие компании на рынке, действуя при этом не столь агрессивно, как, например, американские компании. Применяется ли эта стратегия сегодня?
  • Видите ли, Knauf - это семейный бизнес, и Knauf располагает достаточными финансовыми ресурсами. Она принадлежит семье, и нам не нужно предпринимать каких-либо особых мер, чтобы понравиться маклерам фондовых бирж, аналитикам, банкирам или другим структурам. Мы предпринимаем меры, важные для нашего бизнеса и которые помогают компании и семье вести бизнес в долгосрочной перспективе. У нас долгосрочная стратегия, и мы не ориентируемся на квартальные обзоры, публикуемые в газетах. Это тот путь, который привел к созданию группы компаний Knauf, оборот которой на сегодня составляет примерно 6 млрд евро, которая обладает здоровым финансовым статусом. Поэтому я думаю, что за все прошедшее время мы делали все правильно, и мы продолжим придерживаться этой философии.
  • Каков ваш прогноз по развитию глобального рынка строительных материалов на ближайшие 10-20 лет?
  • Думаю, что показатели роста в странах BRIC, в которых Knauf имеет свой бизнес, кроме Индии, хотя в аббревиатуре BRIC есть I, - т.е. в Бразилии, России и Китае, - будут очень хорошими. Это как раз в Юго-Восточной Азии, т.е. в тех регионах, где мы имеем возможности для роста. Наша доля рынка в этом регионе небольшая по сравнению с другими регионами, поэтому у нас есть очень хорошие возможности для роста. Также будет наблюдаться рост в северной части еврозоны, в этом регионе наметилась тенденция инвестировать в энергосберегающее строительство, и это хорошая новость для нашего бизнеса. Может быть, в том регионе еврозоны, где долги правительств чрезмерно большие, у нас будут 2-3 года с низкими показателями роста, однако эти страны оправятся от долгового кризиса, и я оптимистично оцениваю среднесрочные перспективы. Через пять лет там также появятся хорошие условия для бизнеса.

КНАУФ и Путин

«Определенно господин [Николаус] Кнауф поддерживает очень хорошие связи с Россией, он любит русскую культуру. Он в России с 1993 г., а с 1999 г. он является почетным консулом России в Германии. Понимаете, это что-то очень личное и имеет для него большое значение. Это даже не связано с бизнесом. Думаю, что многолетние отношения между г-ном Кнауфом и г-ном Путиным начались с того момента, когда Knauf начала впервые инвестировать в Петербурге, тогда г-н Путин еще не был президентом России. В то время он работал в тогдашней должности в мэрии Санкт-Петербурга. Они встретились и договорились о вложении денег в Россию. Поэтому это многолетние личностные отношения. У меня тоже было несколько контактов с российскими должностными лицами, правда, они носят случайный характер. В прошлом году, например, я присутствовал при встрече [президента ФРГ] г-на Вульфа с г-ном Медведевым в составе германской делегации. Я встречаюсь с российскими политиками в составе делегаций. Мы знаем губернаторов в регионах, где находятся наши производства, т.е. это обычные деловые отношения, аналогичные тем, которые мы поддерживаем во всех других странах, поэтому Россия не является исключением».

Увлечения

Скоростные трассы

«Люблю кататься на лыжах зимой. Две недели назад я катался на лыжах на скоростной трассе в Швейцарии. Люблю заниматься спортом, если у меня есть свободное время. Это то, что мне нравится. К сожалению, в Россию я приезжаю ненадолго, поэтому не успеваю перестроиться на местное время [чтобы покататься на горных лыжах здесь]».

Манфред Грундке

Родился в 1955 г. в Германии. В 1978 г. окончил Технический университет в Бингене Рейнской области с дипломом инженера по общему машиностроению, до 1980 г. работал в Федеральном управлении военной инженерии.

1989 - менеджер по развитию аэрокосмических систем, управляющий директор по технологиям в Feinmechanische Werke Mainz

1997 - исполнительный вице-президент Mannesmann Rexroth (с 2001 г. - Bosch Rexroth)

2004 - председатель правления Bosch Rexroth AG

2008 - управляющий компаньон, гендиректор и предправления группы Knauf.