На самом деле в России это уже давно далеко не так. Современное профессиональное образование в строительной сфере — это не только наработка навыков ручного труда, но и обретение прочной теоретической базы. Чтобы полностью раскрыть свойства материалов и максимально воплотить возможности технологий, строитель должен хорошо разбираться в физических и химических процессах, уметь обращаться с достаточно сложной современной техникой. Тогда он сможет не только использовать разработки ученых и конструкторов, но и содействовать созданию инновационных материалов.
Изменились и технологии подготовки таких специалистов. Роль мастера-наставника, конечно, остается ведущей, но с развитием цифровых технологий у будущих специалистов сухого строительства появился и универсальный доступ к лучшей теоретической базе и новым электронным инструментам, дополняющим практические занятия.
Академия КНАУФ, образовательное направление ведущего производителя гипсовых строительных материалов, еще в 2016 году представила на русском языке электронный учебный комплекс «Технологии монтажа каркасно-обшивных конструкций», который прошел государственную экспертизу и используется в образовательных организациях по всей стране.
Как и чему можно научить будущего отделочника, усадив его за компьютер, почему преподаватели учатся вместе с учениками, и какое будущее ждет профессиональное образование в России рассказали Ирина Захарова, менеджер компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», сертифицированный эксперт «Ворлдскиллс», и Оксана Бондарева, преподаватель Учебного центра КНАУФ в Челябинске, ведущая вебинаров по электронному учебному комплексу для преподавателей и мастеров-производственного обучения.
Зачем мастеру-отделочнику теоретические знания и навыки работы с компьютером и в цифровой среде?
Ирина Захарова:
В наши дни знание и навыки работы с компьютером являются обязательной составляющей общей грамотности и образованности человека. Практически все рабочие места сегодня компьютеризованы, и каждый квалифицированный специалист просто обязан владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.
Знание основ работы на компьютере дает возможность использовать в процессе обучения различные электронные учебники, создавать свою библиотеку электронных материалов, доступ к поиску информации через Интернет, позволяет получить огромное количество необходимых знаний на любую тему.
В настоящее время на уроках теоретического и производственного обучения мастера всё чаще стали использовать современные компьютерные технологии, к которым относятся технологии мультимедиа. Это дает возможность показа электронных презентаций, слайдов, инструкционных карт с указанием последовательности выполнения технологических операций, учебных фильмов, просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий. И насколько мастер производственного обучения применяет и реализует на своих уроках современные требования к ним, зависит формирование будущего рабочего высокой квалификации и широкого профиля, владеющего профессиональным мастерством.
Что такое «электронный учебно-методический комплекс», из каких частей он состоит и для чего служит?
Оксана Бондарева, преподаватель Учебного центра КНАУФ в Челябинске:
«Электронный учебно-методический комплекс» - это программный продукт, который содержит в себе теоретический и практический материал по технологиям монтажа каркасно-обшивных конструкций на примере материалов и технологий КНАУФ, а также комплекс инструментов (электронный журнал, лабораторный практикум, система тестирования и т.д.), позволяющий эффективно осуществлять интерактивное обучение как очно, так и дистанционно. Функционал ЭУМК дает возможность дополнения содержания учебника в текстовом, графическом виде, а также видеоматериалов.
Кто может им пользоваться? Почему работе с ним нужно учиться не только студентам, но и преподавателям?
Оксана Бондарева:
Данным учебником могут пользоваться преподаватели, мастера производственного обучения и обучащиеся средне-специальных и высших учебных заведений. Учиться по данному учебнику можно и самостоятельно, но продукт имеет очень широкий функционал и способен помочь преподавателю как в обучении, так и при организации учебного процесса. Обучение для преподавателей проводится именно с целью знакомства преподавателей со всеми возможностями электронного учебника.
Традиционно обучение (в том числе и выездное) работе с ЭУМК проводится непосредственно в образовательных организациях — партнерах компании КНАУФ (ресурсные и консультационные центры КНАУФ), на базе которых устанавливается электронный учебник. В настоящее время расширяется число пользователей нашего ЭУМК, и уже для новой аудитории организован цикл вебинаров (вебинар в 2-х частях) по особенностям работы в ЭУМК.
Какие методики в подготовке современных отделочников из мировой практики Вы считаете наиболее эффективными и перспективными?
Ирина Захарова:
Наверное, у каждого мастера свой подход к выбору того или иного метода. Подготовка конкурентоспособного рабочего, специалиста, востребованного на рынке труда во многом зависит от того, насколько он владеет современной прогрессивной технологией выполнения работ с применением высокоэффективных материалов, конструкций, инструментов, оборудования, позволяющих выполнять ответственные работы высокого качества.
Профессиональный кругозор такого рабочего должен выходить за рамки традиционных, давно сложившихся понятий. Он должен знать, уметь и выполнять новые виды работ с использованием новейших материалов, сочетающих в себе простоту и технологичность, сравнительную дешевизну и экономическую эффективность, качество и долговечность, о том, как сократить затраты труда, улучшить качество отделки, уменьшить сроки выполнения отделочных работ.
При современном уровне строительства нельзя стать опытным отделочником без систематического повышения квалификации без изучения передовых технологий и организации труда.
Как Вы оцениваете взаимодействие с компанией КНАУФ в рамках движения WorldSkills в целом и по вопросам обучения в частности?
Ирина Захарова:
Конечно, положительно. Если говорить о взаимодействии компании КНАУФ и движения WorldSkills — взаимосвязь очень тесная. Компания КНАУФ на протяжении многих лет является партнером движения. Оказывает поддержку в организации и проведении региональных, отборочных и национальных чемпионатов, проходящих в России по нашей компетенции. Особое внимание со стороны компании в лице руководителя Академии КНАУФ Елены Париковой уделяется подготовке к проведению Финала национального чемпионата. Руководитель Учебного центра КНАУФ Санкт-Петербург Герман Смирнов, сертифицированный эксперт компетенции, оказывает нам помощь в разработке конкурсных заданий к различным чемпионатным линейкам.
Многие образовательные организации сотрудничают с компанией КНАУФ, приглашают их сотрудников для проведения семинаров и мастер-классов. Мастера производственного обучения и преподаватели приглашаются в центры обучения технологиям КНАУФ, где проходят обучение и получают навыки работы с материалами и технологиями КНАУФ.
При проведении уроков педагоги пользуются учебной литературой, электронными учебными пособиями и информативными справочниками, разработанными под руководством Академии КНАУФ. Надеюсь, что наше взаимодействие и сотрудничество продолжится и в дальнейшем.
Портал «Строительный эксперт» опубликовал «Беседу о дистанционном образовании по строительным специальностям» с Ириной Захаровой, менеджером компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», сертифицированным экспертом «Ворлдскиллс», и Оксаной Бондаревой, преподавателем Учебного центра КНАУФ в Челябинске, ведущей вебинаров по электронному учебному комплексу для преподавателей и мастеров-производственного обучения. С разрешения редакции делимся с вами этим текстом.
Многим кажется, что хорошего мастера-отделочника формирует только практический опыт его работы. Человек должен совершить достаточное количество ошибок для того, чтобы научиться, и только после этого он сможет понять, как применять те или иные материалы. При этом, работодатели на больших объектах и индивидуальные заказчики не могут быть полностью уверены, что эта «наука» пройдет еще в стенах учебного заведения.